Дом всегда был туманным понятием для марокканского художника Хасана Хаджаджа. Хаджадж родился в 1961 году в рыбацком городке Лараш и его родители переехали в Лондон, когда ему было 13 лет, чтобы его отец нашел постоянную работу. Как и у многих детей-иммигрантов, выросших на Западе, резкие культурные различия между двумя регионами всегда оставляли в нем стойкое чувство «инаковости», когда он размышлял о своей идентичности. «Есть некоторый комплекс, — говорит нам Хаджадж, — ты становишься неудачником в обоих местах».

Подсознательно основанные на его воспитании, графически насыщенные фотографии Хаджаджа вызывают ощущение знакомости и тайны, вызывая новые диалоги между Северной Африкой и Западом, высокой и низкой модой, а также стирая грань между реальностью и фантазией. Сюжетами его работ являются близкие друзья из арабоязычного мира, а также известные знаменитости, среди которых Билли Айлиш, Карди Би и клан Wu-Tang. Полностью самоучка, Хаджадж создает свои образы в максималистской обстановке, состоящей из марокканского текстиля и моделей, надевающих поддельную дизайнерскую одежду на традиционную североафриканскую одежду, которая призвана пародировать «ориенталистский» взгляд, встречающийся в западных модных изданиях. «Я всегда играю на этой разнице», — размышляет он.

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

«Эти бренды не были созданы для нас в 80-х».

Известный в некоторых кругах как «Энди Уорхол из Марракеша», фотографии Хаджаджа находятся в коллекциях многочисленных учреждений по всему миру, включая Бруклинский музей, Музей Гуггенхайма в Абу-Даби и Музей Виктории и Альберта. Он также является опорой в мире моды и уличной одежды: недавно он стал партнером Patta для создания капсульной коллекции и попутно фотографировал десятки известных личностей.

Hypeart отправился в окрашенный охрой город Уарзазат, расположенный примерно в трех часах езды к юго-востоку от Марракеша, чтобы поговорить с артистом-новатором на последнем музыкальном фестивале Oasis. Размещен во всплывающей версии его Джаджа В концептуальном магазине, который стал популярным в Марракеше как место встречи людей, склонных к искусству, мы обсудили истоки его практики и растущую международную привлекательность сцены современного искусства Марокко. Как и его изображения, пространство, в котором мы говорили, было оформлено сплошными геометрическими обоями, эстетически отсылающими к текстильным узорам, встречающимся в местных переулках, а также демонстрирующими скромные ящики, продукты и консервы, которые можно найти в одном из древних национальных магазинов. базары.

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

Композиционно портреты Хаджаджа колеблются между обложкой хип-хоп-альбома и гиперреалистичным ковром. На видном месте в центре его персонажи облачены в традиционную арабскую и североафриканскую одежду, выглядят сплющенными на фоне местного текстиля и окружены трехмерными изделиями, которые подчеркивают визуальный лексикон повседневной марокканской торговли. Переходя от темы к теме, при просмотре его фотографий есть что-то одновременно заманчивое и дезориентирующее. «С большим юмором, — пишет куратор Михкет Крифа, — они поносят живописное восприятие «другого места» — которого на самом деле больше не существует в нашем глобализированном мире — и меркантильный цинизм, который приписывает высшую ценность показной видимости логотипов».

Чтобы понять противоречивую символику практики Хаджаджа, нужно вернуться к его взрослению. Хаджадж вырос в годы правления Тэтчер в Британии, 11-летний период, омраченный зажигательными высказываниями в адрес мигрантов, и чья консервативная неолиберальная политика серьезно недофинансировала творческое сообщество в Великобритании, что, как ни парадоксально, привело к взрыву контркультурного искусства. движения, такие как андеграундный хип-хоп и электронные сцены, частью которых он был. Хаджадж рано бросил школу и в 1984 году открыл собственный магазин под названием RAP (Real Artistic People), где в течение семи лет продавал контрафактные футболки различных люксовых брендов, таких как Chanel и Gucci. «Эти бренды не были созданы для нас в 80-х, — размышляет Хаджадж, — но мы хотели быть их частью, поэтому нам пришлось воссоздать их».

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

«Вот тогда твоя человеческая природа оживает».

Задолго до появления этой категории RAP послужил предшественником современных магазинов уличной одежды. Частично витрина магазина, кафе, пространство для проведения мероприятий и галерея, он привлек многих современников-художников того времени, в конечном итоге научившись пользоваться камерой, но на раннем этапе изо всех сил пытался найти свой собственный стилистический голос. «Мне было слишком неловко сказать: «Я фотограф». И только когда он стал чаще ездить из Лондона в Марракеш, он начал видеть разные точки зрения на свое этническое наследие. «Лондон дал мне другую точку зрения, чтобы увидеть мою страну такой, какой ее видят Европа и Запад. Так что я играл в эту тему, и путь к этому был очень долгим».

Никаб и хиджаб стереотипно ассоциируются на Западе с представлениями о репрессиях и гендерной дискриминации. Но в портретах Хаджаджа его женские фигуры под чадрами источают чванливость в стиле хип-хоп, которая ставит под сомнение политическую цензуру, с которой мусульманские женщины в настоящее время сталкиваются в таких странах, как Франция. недавно запретил детям носить абайи в классе. Основываясь на женской байкерской культуре Марракеша, его «Ангелы Кеш» Серия развеивает «любую идею подчинения», отметил Крифа, «их мотоциклы символизируют их независимость и эмансипацию, а их хиджабы и никабы являются эмблемами их женственности, точно так же, как кожаные куртки и другие аксессуары западных байкерских банд передают идеи свободы. »

Сквозь объектив: Хасан Хаджадж

Но даже несмотря на социальную, культурную и политическую подоплеку работ Хаджаджа, на его фотографии просто приятно смотреть — это переосмысление Северной Африки и Ближнего Востока во всей их живости, а не постоянное состояние хаоса, которое проецируется в западных СМИ. магазины. Не менее важно и то, что искусство Хаджаджа недавно помогло тысячам нуждающихся после разрушительного землетрясения магнитудой 6,8 в Марокко, унесшего жизни почти 3000 человек 8 сентября. «Это был момент, который вы никогда не забудете», – вспоминает он. «Вот тогда твоя человеческая природа оживает. Ты используешь свое сердце, а не голову». В дни после катастрофы Хаджадж вместе с рядом деятелей марокканской диаспоры, в том числе Мус Ламрабат и Мерием Беннаниначал благотворительную распродажу, на которую было собрано более 250 000 евро.

«Именно тогда начинаешь думать: «Искусство может на что-то повлиять, в каком-то смысле на человека», — добавил Хаджадж. «Как художник, вы можете повлиять на человека, можете повлиять на некоторые дебаты, можете повлиять на то, нравится это кому-то или нет — и это хорошо. Но действительно ли это меняет ситуацию? Для меня это был момент, когда помощь людям действительно изменилась».

Несмотря на то, что Хаджадж является суперзвездой на сегодняшней сцене современного искусства, он в высшей степени скромен, никогда не забывает о своих корнях, но сохраняет веру в то, что дом постоянно меняется, потому что, как люди и общества, мы тоже постоянно находимся в состоянии изменения. В этом смысле он является тем, кем является британско-ганский философ Кваме Энтони Аппиа. описывает как «космополитический патриот» — тот, кто «может допускать возможность существования мира, в котором каждый является укоренившимся космополитом, привязанным к своему собственному дому, со своими культурными особенностями, но получающим удовольствие от присутствия других, разные места, в которых живут другие, разные люди».

Все фотографии любезно предоставлены Хасаном Хаджаджем для Hypeart.




Источник