В последнее время сотрудничество в часовом мире набирает силу. Партнерские отношения с большими деньгами на нескольких фронтах, будь то профессиональные спортивные команды или знаменитости, доминировали на игровом поле. Тем не менее, лишь немногие из них обладают таким же уровнем класса и изысканности, как недавно возрожденный IKEPOD. Часовой бренд, возглавляемый бывшим дистрибьютором, ставшим генеральным директором, Александром Давидом, смог разработать и выпустить несколько прекрасных часов, в значительной степени основанных на чистых минималистичных линиях. Однако, когда нас попросили, мы увидели, как такие мегахудожники, как KAWS и Джефф Кунс, предложили свои собственные творческие интерпретации профилей IKEPOD, стилей, первоначально задуманных легендарным промышленным дизайнером Марком Ньюсоном. После появления Александра Давида в Гонконге на второй презентации KAWS x IKEPOD Horizon мы побеседовали с увлеченным владельцем бренда о прошлом и настоящем часового бренда, который продолжит вызывать фурор в мире часов.
Не могли бы вы рассказать мне немного об истории IKEPOD?
Основателями стали Оливер Айк, швейцарский предприниматель, и австралийский дизайнер Марк Ньюсон, известный разработкой своей линии часов Pod. Отсюда и произошло это название. Компания обанкротилась в начале 1990-х годов, а в 2006 году я вместе с другим акционером перезапустил компанию.
Вы всегда увлекались часами? Это ваше прошлое?
Я работаю в часовой индустрии последние 20 лет. Сначала как коллекционер, дилер, а затем как дистрибьютор независимых брендов в Европе. Четыре года назад у меня появился шанс продать свою дистрибьюторскую компанию, а затем я помог запустить IKEPOD.
Так что же вас заинтересовало в возрождении IKEPOD?
Когда я основал свою дистрибьюторскую компанию, первым брендом, который мы продавали, был IKEPOD. Мы сделали Францию самым сильным рынком для IKEPOD в Европе. Когда IKEPOD обанкротился, я чуть не обанкротился, поскольку это был мой единственный бренд. Честно говоря, когда я торговал часами, я помню, как увидел прототип IKEPOD Tourbillon, и он мне настолько понравился, что я подумал, что мне нужно купить эти часы, хотя я не знал о Марке Ньюсоне и турбийонах. С тех пор у меня всегда была прочная связь с брендом, и несколько лет спустя я возглавил компанию.
Какова ваша роль в IKEPOD?
Я генеральный директор компании. Для такой маленькой компании это означает… ну, вы знаете песню Боба Дилана «Mr. Человек с бубном»? Где он играет на гитаре и губной гармошке? Ну, это то, что я делаю. Это небольшая компания с ограниченным производством, но сейчас у нас большой творческий потенциал. Моя роль — повысить интерес к продуктам/линейке, предложить сеть распространения и продвигать компанию и продукты.
Как, по вашему мнению, изменилась философия дизайна с момента возрождения бренда? Чем IKEPOD тогда отличался от IKEPOD сейчас?
Это довольно просто. Когда IKEPOD вышел, он не был похож ни на что, представленное на рынке. Часы довольно сдержанные, но с большим количеством деталей. Корпус не имеет углов, механизм видно спереди, а не сзади. Ремешок крепится непосредственно к чехлу, без ножки. Это не пряжка. В этом смысле ничего особо не изменилось. Что изменилось, так это качество продукции. Наши часы в 10 раз лучше, чем были тогда. Старому IKEPOD не хватало ресурсов, и он не отражал того видения, которое мы имеем сегодня. Это лучшие часы, которые мы когда-либо производили.
Что касается позиционирования бренда, я считаю, что часы IKEPOD больше связаны с искусством и пытаются выйти за рамки креативности в часах высокого класса. Как вы на это ответите?
Я думаю, что мы нарушаем многие нормы в часовой индустрии. У IKEPOD есть свое место, и у нас нет особой конкуренции, потому что мы не похожи ни на один другой бренд. Большинство часовых компаний гордятся тем, у кого самые сложные часы на рынке. Мы гордимся простыми сложностями. Когда вы смотрите на наши часы, они выглядят чрезвычайно удобными и имеют безупречный дизайн, но на самом деле их очень сложно производить. IKEPOD находится на стыке часового искусства и дизайна.
Как появилась возможность работать с KAWS?
Короче говоря, я был на вечеринке в Париже. Это было у Колетт, и его познакомили. Я знал его работу и сказал ему, что хотел бы работать с ним, и мы обменялись визитками. Два дня спустя мы встретились и поговорили об этом подробнее, а через несколько недель я был в Бруклине в его студии, рассматривая дизайн. Нам потребовалось около года, чтобы завершить создание сложного циферблата. Способность KAWS проникать в другие сферы помимо живописи невероятна. KAWS всегда был художником. Он работает на улицах, в галереях и в разных отраслях. Он отошел от уличного искусства, но это не значит, что то, что он делает сейчас, более ценно, чем тогда. Это просто вопрос контекста. Он не уличный художник, не галерейный художник… он художник.
Вы помогли запустить совместную работу KAWS в Азии через GURUS в Гонконге. Как сложились ваши отношения с GURUS?
Я встретил своего друга Джорджа из часового департамента Бэмфорда, и мы начали разговаривать, и он указал мне на GURUS. Две недели спустя я был в Гонконге, чтобы осмотреть магазин, и он мне очень понравился. Обычно, когда я приезжаю в Гонконг, это всегда Центральный район. Было так приятно увидеть магазин на улице, а не в торговом центре.
А как насчет Марка Ньюсона? Он все еще активно участвует в дизайне?
Да. В прошлом году мы сделали песочные часы. Для меня это символизировало все, что мы делаем. Мы пришли из часового дела и склонны делать вещи по-другому. Каждый предмет коллекции разработан Марком Ньюсоном. Привлечение таких артистов, как Джефф Кунс и KAWS, делает нас еще более особенными.
Что касается дизайна запуска, как работает ваш процесс?
Мы всегда начинаем с художника, а это значит – очевидно, что нам как компании необходимо информировать людей, с которыми мы работаем, о том, что мы хотим сделать – но в начале процесса они уже несут ответственность. Единственная причина, по которой это может измениться, заключается в том, что при запуске в производство вы можете столкнуться с неожиданными проблемами. Затем мы вернулись бы к творческим умам и сказали: ну, вот какие проблемы у нас есть, каково ваше мнение по этому поводу? Мы пытаемся сделать это обменом, всегда стараясь сохранить верность первоначальной идее. Но мы очень маленькая компания, поэтому мы действительно стараемся делать все как можно проще, и нам нравится работать с людьми, которые нам нравятся. Примером этого является ГУРУ. Я встретил Феликса Вонга, и через две минуты мы нашли общий язык. То, что они делают, говорит со мной, и я думаю, что то, что мы делаем, говорит с ними. Хорошо, когда такие отношения возникают органично… и именно так мы работаем. Мы работаем с людьми, которые нам нравятся.
Похоже, что то, что вы являетесь лицом IKEPOD, помогает лучше представлять бренд, а не продвигать его через PR-компании и тому подобное. Это правда?
Мы хотим иметь 100% контроль над обеими дистрибуциями – мы не пользуемся услугами дистрибьюторских агентств. У нас есть ритейлеры по всему миру, у которых есть свои специалисты по связям с общественностью, и мы рады иногда работать с ними. Но я всегда очень рад поговорить и обсудить, о чем мы. Я также твердо верю в контент. У меня есть веб-сайт, на котором почти нет текста, поскольку я считаю, что текст может быть слишком скучным. Но когда ты встречаешь людей, ты начинаешь разговаривать, и эти разговоры могут увести тебя в неожиданном направлении, и это еще интереснее. То же самое касается художников и дизайнеров, с которыми мы работаем. История песочных часов (автор Марк Ньюсон) весьма интересна. Мы думали, что можно сделать, чтобы люди заметили нас на рынке, и начали думать об объектах, связанных со временем – о чем-то, что не будет просто часами. Вот так у нас появились песочные часы.
А как насчет времени разработки продуктов? Кажется, что сделать часы гораздо сложнее, чем сделать одежду.
Часовая индустрия имеет довольно длинные циклы – от оригинального дизайна до поставки обычно занимает от 12 до 18 месяцев. Поэтому вам нужно планировать заранее. При этом, как только мы что-то запускаем, довольно легко работать над этим несколько лет и вносить изменения тут и там. Эти часы (Horizon) были разработаны шесть лет назад, и теперь, когда над ними работает KAWS, у них совершенно другой взгляд. Таким образом, процесс состоит в том, чтобы создать что-то достаточно хорошее, чтобы противостоять времени, но открытое для интерпретации.